История использования рун
В истории существовало множество рунических алфавитов, одни из которых тесно связаны друг с другом, другие же значительно отличаются между собой. Имеется также несколько рунических букв, которые никогда не включались в установленные рунические ряды. Кроме того, с возрождением рун в двадцатом столетии появилось еще несколько их разновидностей, имеющих в основе тот или другой древний алфавит. Самый старый законченный вариант известного рунического алфавита называется "Старший Футарк" или "общегерманский Футарк". Наиболее ранний полный рунический ряд этого Футарка вырезан на готском камне из Килвера (на острове Готланд, Швеция). Он датируется началом пятого столетия. Этот рунический ряд имеет 24 буквы, они объединены в три группы по восемь букв в каждой. Каждая группа из восьми рун известна под названием "атт" - скандинавское слово, которое имеет ряд значений, касающихся места, направления и происхождения. В своем наиболее фундаментальном значении оно описывает восемь направлений и является родственным шотландскому слову "airt" и ирландскому слову "aird" (означающих направление, а точнее, одну восьмую часть горизонта). "Aird" имеет дополнительное значение "внимание". Согласно мнению современных исследователей рун, каждый из трех рунических аттов находится во власти бога или богини из пантеона нордической традиции. Первый атт, который начинается с руны Feoh (F), посвящен и находится во власти божеств плодородия и приращения - Фрея[Фрейра] и Фрейи (Frey[Freir] и Freyja[Freya]). Второй атт, начинающийся с руны Hagal (H), связан с богом-стражем Хеймдаллем и покровительницей преисподней, богиней Мордгуд. Третий атт, который начинается с руны Tyr (T), посвящен древнему североевропейскому богу небес Тюру (Тиу или Зиу) и его супруге, богине Зисе. |
Порядок расположения букв Старшего Футарка жестко фиксирован, хотя и отличается от порядка греко-латинских алфавитов. Важность порядка, в котором расположены руны, обнаруживаетсяпри детальном исследовании значений рун. В этом случае можно увидеть, что рунический ряд представляет собой связную последовательность. Изменить его порядок - значит исказить и лишить смысла этот образец, так как здесь строгая последовательность обусловлена связью с временными циклами. Единственное исключение в этом порядке составляют две последние буквы, 23-я и 24-я, Odal и Dag. Иногда их меняют местами. В ходе истории число рун не было постоянным. Хотя их порядок остался почти неизменным, фризы, обитавшие там, где теперь находится северо-восточная Германия, сочли необходимым создать четыре дополнительные руны. Рунический алфавит из 28 букв был сформирован приблизительно в 550-650 гг. до н.э. Известны несколько фризских досок (одна из них датирована приблизительно 800 годами н.э.), покрытых руническими формулами, дающими их обладателю власть над морскими волнами. Фризский Футарк был увеличен в Англии за счет дальнейшего добавления рун. В конечном итоге, он перерос в рунический алфавит, включающий 33 буквы, который сложился в XIX столетии в Нортумберленде и является самым длинным. В англосаксонских рунических рядах заключительный атт содержит руны, обнаруживающие до некоторой степени кельтское влияние. Кроме этих букв, имеются также более поздние дополнительные руны, которые хотя и употребляются, но не входят в состав алфавитов. В Англии, вследствие сильного влияния церкви, нормой стал латинский алфавит, и руны уже не употреблялись официально. Но, конечно, они продолжали жить в сельской традиции. На протяжении всей истории существования рун шло их постоянное развитие: руны не стали неизменным алфавитом, застывшим на определенном отрезке времени. Алфавиты развиваются согласно потребностям места и времени, в которых они находят употребление. В ходе истории руны получили наиболее полное развитие в Скандинавии, часть которой оставалась языческой вплоть до двадцатого столетия. Здесь они ежедневно использовались для всевозможных целей - от фермерских клейм и купеческих ярлыков (Bumerker и Merkelapper) до церковных надписей и магических формул на талисманах и амулетах. Руны также стали неотъемлемой частью календарей. Скандинавские алфавиты сперва лишились восьми рун из первоначальных 24, но позже старые руны были восстановлены, а новые - добавлены. Эти руны, которые находили ежедневное практическое использование до конца 18-го столетия, имели другой порядок, чем Старший Футарк и его производные. Необходимость обозначать в календаре 19-летний солнечно-лунный цикл породила особый календарный рунический ряд. К обычным скандинавским 16-ти рунам были добавлены три новых - две с фонетическим значением буквы "X" (икс) и одна, звучащая как "Y". Имеются тысячи дошедших до наших дней примеров употребления древних рун. Начиная с середины третьего века нашей эры и вплоть до конца XVIII века рунические надписи можно было увидеть на многих предметах повседневного назначения. Одни из них указывают на предназначение предмета, другие - на имя его создателя или владельца, а третьи имеют магическое назначение. Сохранилось множество свидетельств, доказывающих, что руническая магия имела большое значение в боевом искустве Севера. Были обнаружены отдельные руны, вырезанные на древках стрел, найденных в болотах Нидама в Дании, датированных приблизительно 400 гг. н.э. Существовал обычай давать имена военному снаряжению и оружию всех видов. Эти имена имели магическое значение и вырезались руническими знаками. Целый ряд их сохранился до сих пор. Самые ранние рунические надписи на оружии - это надписи на копьях. Копье из Овре-Стабу (Дания), носящее имя Raunyar ("Испытатель"), датируется приблизительно 150 гг. н.э. Другое копье, найденное в Дамсдорфе (Бранденбург, Германия) и датируемое столетием позже, носило родственное имя Rannja, "Нападающий", а еще одно, алеманского происхождения, обнаруженное в Вурмлинге (южная Германия) и датируемое приблизительно 600 гг. н.э., имело руническое название Dorih, означавшее "Могучий храбростью". Считается, что другие известные рунические названия копий, включая Gaois, означают "крикун" и "горлопан". Во времена викингов и норманнов самым грозным оружием были боевые топоры, и они также получали имена, записанные рунами. Среди надписей такого рода имеются "Дьявол щита", "Волчья рана", "Колдунья битвы". "Дьявол" и "Колдунья" были наиболее популярными названиями боевых топоров. Самым мистическим видом оружия всегда считался меч, и названия мечей в самых ранних записях свидетельствуют об этом. Старинная англосаксонская поэма "Беовульф" называет один из них: то, что вручил ему вития Хродгаров: меч с рукоятью, старинный Хрунтинг, лучший из славных клинков наследных (были на лезвии, в крови закаленном, зельем вытравлены узорные змеи); в руке героя, ступить решившегося на путь опасный,на вражью землю, тот меч не дрогнет - не раз бывал он, клинок остренный, в работе ратной. (Перевод В. Тихомирова) Названия мечей передают свойства оружия как на физическом, так и на мистическом уровне. Значения некоторых из них сейчас утрачены и остаются частью все еще нерасшифровынной магической криптологии рун. Так, меч, принадлежавший двум королям по имени Оффа, символ саксонского и мерсийского королевского сана, именовался Скреп. Названия нескольких прославленных мечей записаны в норвежскх сагах. Сага о Босоногом Магнусе сообщает, что король Магнус "был опоясан мечом, который звался Леггбитр ("кусающий за ноги"). Его гарда была из моржовой кости, а рукоятка инкрустирована золотом. И было это одно из лучших оружий". Сга о Кормаке рассказывает о злоупотреблении знаменитым мечом, известным как Скефнунг. В отрывке из Саги об Эгиле, которая повествует о битве при Брунабурге, произошедшей на севере Англии в 937 году, тоже упоминаются рунические имена мечей: "Торольф имел широкий и толстый щит, очень крепкий шлем на голове и меч, который он называл Ланг (Длинный), большое и хорошее оружие. У Эгила было такое же снаряжение, как у Торольфа: он имел меч, который он называл Надр (Гадюка), полученный им из Курляндии; и было это отличное оружие..." Среди названий мечей, упоминаемых в сагах, встречаются следующие имена: Пламя Одина, Лед битвы, Огонь щита, Огонь морского короля, Огонь битвы, Факел крови, Змея раны, Змея кольчуги, Страх кольчуги, Разрыватель сетей войны, Шлем собаки, Язык ножен. Все эти имена являются кеннингами (метафорическими оборотами речи), и многие из них - явно рунические. Традиция рунических названий мечей продолжалась и во времена рыцарства. Например, меч, обнаруженный в каменной гробнице в Коросойгадене, вблизи Осло, не имеет письменных знаков на лезвии, но на верхнем ребре эфеса, сделанного из бронзы, имеется руническая надпись, выполненная, по всей видимости, в начале XIV в. Сам же меч, скорее всего, был изготовлен в тринадцатом столетии. Но руны наносили не только на оружие. В ходе раскопок древнего поселения норманнов, произведенных Ф. Уолесом на Фишембл-Стрит в Дублине (1980 г.), были обнаружены и другие рунические предметы. Одним из них был кусок дерева с руническим рядом, известным как дублинский Футарк (два слегка измененных варианта скандинавского младшего Футарка из 16 букв). Другой важной находкой был отросток оленьего рога с рунической надписью "Hurn Hiartar" ("рог оленя") - возможно, магическое обращение к материалу перед его использованием. Другая надпись на отростке рога - "La Ausar" - остается неразгаданной. Несмотря на повсеместное использование рун как средства коммуникации и записи, они больше известны в качестве магического алфавита. Конечно, они интенсивно используются для магических целей в наши дни, но сохранилось также много примеров того, как их использовали в старину. Среди этих примеров - и магические формулы языческих времен, и христианские надписи, и тексты средневековой магии, сочетающие в себе язычество и христианство. Кентерберийский рунический амулет против заражения ран, датируемый 1073 годом, содержит слова "Да хранит тебя Тор". Интересную смесь религиозных традиций - исламской, христианской и языческой - представляет собой загадочная монета, найденная в могиле, относящейся к XI столетию, на основе Борнхольм в Прибалтике. Это - куфическая монета из Самарканда, датируемая 907-13 гг., с мусульманской надписью на арабском языке, поверх которой выгравированы руны. Эта магическая руническая надпись сделана по-латыни и является традиционной христианской фразой о вечной жизни погребенного. Любовные амулеты были еще одним средством рунической магии, благодаря которому она процветала. Раскопки при монастыре Эбельхольм в Сьеланде (Дания) явили на свет свинцовые любовные амулеты с руническими надписями, а старинная палочка из Виборга, Северная Ютландия, с резьбой, представляющей собой смесь крестиков и рун, давно известна как виборгская "любовная палочка". Прошли столетия, но этот магический способ процветает еще и сегодня. Но одним из наиболее впечатляющих пережитков средневековой рунической магии является "лечебная палочка" из Рибе (Дания). Она представляет собой квадратную в сечении сосновую палочку длиной около тридцати сантиметров с вырезанным на ней руническим заговором против "трясовицы" - малярии. Датируемая примерно 1300 гг., она содержит заклинание, отражающее двойное вероисповедание: "Молю о защите Землю и Небеса свыше, Солнце и св. Марию и Самого Господа Бога. Дабы он даровал мне руки, чтобы возвращать здоровье, и врачующее слово, чтобы лечить от трясовицы, когда в том будет надобность". В формуле сначала призываются божественные силы - Господь Бог и Божья Матерь, в образе св. Марии, солнечная сила небес и Земля. После этого следует экзорцизм, формула для устрашения и изгнания демона болезни: "В синем море стоит камень по имени Сварт. На нем лежат девять Бед. Да не заснут они и не согреются, пока тебе не станет лучше". Руническое заклинание заканчивается словами: "Thoet se" - "Да будет так!" Использование рун в магических формулах продолжалось в течение всего средневековья, особенно в Швеции. Надгробный памятник епископу Гизике в Лозене содержит руническую надпись, датируемую 1310 или 1311 годом. Лундский собор в провинции Скарне содержит более позднююруническую надпись на нижненемецком языке, вырезанную приблизительно в 1500 г. Она была сделана Адамом ван Дюреном у основания скульптурной колонны и гласит: "Got help" ("Бог помощь!"). Даже после того, как официальное использование рун скандинавской церковью свелось к нулю, руны продолжали находить употребление в переписке. В 1543 г. датский адмирал Могес Гилденстйерне делал записи в своем дневнике рунами. Во время Тридцатилетней войны (1618-1646) шведский генерал Якоб де ла Гарди использовал руны в качестве "секретного" кода. В Исландии, однако, руны были объявлены вне закона как "колдовство". За использование рун людей сжигали живьем. В этот запретный список были включены и магические рунические формулы "котруверс", заклинавшие святых и королей помочь игроку выиграть в шашки или в трик-трак. Закон непреклонно приводился в действие: к примеру, в 1681 г. Арни Петурссон был сожжен на костре за употребление "котруверс". Но в различных районах Скандинавии руны продолжали использоваться в календарях вплоть до конца восемнадцатого столетия. В наше время наблюдается возобновление интереса к рунам, которое привело к их широкому распространению по всему миру и появлению большего чем когда-либо числа практиков. Применяемые в настоящее время руны оперируют на глубоком символическом уровне, на уровне архетипов глубинной реальности, которая является активным началом в жизни каждого из нас, вне зависимости от того, насколько он с этим согласен. Старший Футарк и его производные, англосаксонский и нортумбрианский, включают в себя почти все руны, названия которых известны. Имеется также ряд других, которые будут описаны ниже и которые уже не входят в арсенал людей, пользующихся рунами. Далее Вы можете подробнее ознакомиться с описанием значений рун. |