Травология в истории мира.
С древнейших
времен человечество знакомо со свойствами
целебных растений. Поле и лес были первой
аптекой, в которую древние обращались за
помощью. Не сразу они смогли научиться
различать спасительные травы от
убийственных. Миллионы лет накапливались
эти знания.
Несомненно, растения
использовались в лечебных целях задолго до
появления письменности. Внутренние органы
людей, захороненных в ранние периоды
существования человека, истлели, но кости
сохраняют свои особенности и следы
поражений болезнями в течение тысячелетий.
Опытный маг или современный профессор-маггл
найдет в костях следы стеомиелита, рахита,
костного туберкулеза и т. д., причем это
только часть болезней, поражавших людей и
животных в то время...
Первобытный человек, утоляя голод и
занимаясь первыми попытками создать оружие
и предметы труда, отмечал различные
свойства растений: рвотное, слабительное,
возбуждающее, снотворное,
кровоостанавливающее, болеутоляющее,
ядовитое, противоядовое и др. Он запоминал
отдельные целебные растения и использовал
их в дальнейшем уже сознательно при том или
ином заболевании. Могучий инстинкт жизни, а
потом и накопленные опытным путем знания и
навыки помогли человеку найти нужные
целебные травы, так же как и определить
съедобность и доброкачественность
природных пищевых продуктов задолго до
знания их химического состава. Человек мог
ошибаться в поисках тех или иных средств
питания и лечения, но в использовании даров
природы он шел в основном по правильному
пути.
Лечение растениями не является
придуманным способом лечения. Наблюдая за
животными, за их поведением, можно узнать
очень многое о травах, действия тех или иных
трав на животных, какими травами животные
лечатся, какими питаются. Так были открыты
новые целебные растения, и "аптека"
наших предков пополнилась новыми
растительными лечебными средствами. А у
трав появились названия, связанные с
животным миром - медвежий лук, заячья
капуста и другие.
Время шло, человек научился
выращивать растения на полях, научился
делать глинянную посуду и использовать ее
для приготовления отваров и настоев..
Археологи среди черепков глиняной посуды
находят и посуду для растирания и варки
лекарственных растений.
Первоначально познания в области
лечения травами передавались из поколения
в поколение устно. Эти сведения
сосредоточивались в определенных семьях,
где эти знания под покровом тайны
передавались от отца к сыну или чаще от
матери к дочери, поскольку у многих племен
врачевание было уделом женщин. Известное
выражение "из уст в уста" восходит к
принятому у многих народов ритуалу
передачи магических знаний: когда умирал
знахарь, его ближайший ученик должен был
находиться при нем и уловить его последний
выдох своими устами. Считалось, что при этом
к ученику переходят в се знания учителя.
Почти у всех народов целебные свойства трав
считались сверхъестественными. По этой
причине у многих народов врачевание стало
привилегией жрецов.
Непрекращающиеся
археологические исследования обнаруживают
все новые данные об использовании растений
для лечения шумерийцами и другими
древнейшими народами мира.
Лекари Шумера из стеблей и
корней растений изготавливали порошки и
настои. Они считали, что груши и фиги
обладают целебными свойствами, а молодые
побеги ивы и сливового дерева, иглы сосны и
пихты, высушенные и растертые, применяли в
качестве компонента припарок и компрессов.
К порошкам из высушенных и измельченных
растений иногда примешивались порошки
животного и минерального происхождения. В
качестве растворителя применялась не
только вода, но также вино и пиво.
Следовательно, уже не менее 80 веков назад
люди применяли для лечения простейшие
лечебные препараты из растений.
Вавилоняне, пришедшие на
смену шумерийцам в XI веке до н. э., а затем ассирийцы
широко использовали растения в лечебных
целях. Они применяли сотни лекарственных
растений, в том числе корень солодки,
льняное семя, дурман, белену, молодые почки
различных растений. Вавилоняне вывозили их
и в другие страны. Ими отмечено, что прямой
солнечный свет пагубно действует на
целебные свойства некоторых растений,
поэтому они сушили их только в тени, а
некоторые травы (белену, дурман, белладонну)
даже собирали ночью. Двери и окна помещений,
где вавилоняне хранили свои растения,
обязательно выходили на север. Часть
глиняных табличек, обнаруженных в
библиотеке ассирийского царя
Ассурбанипала (VII век до н. э.), содержит
описание лекарственных средств с указанием
заболеваний, при которых они применяются, и
способа употребления. В столице Ассирии,
Ниневии, был сад лекарственных растений.
У вавилонян и ассирийцев сведения
о целебных свойствах растений были
заимствованы египтянами. Источниками
сведений о фитотерапии в Египте служат
изображения лекарственных растений и
иероглифы на стенах храмов, саркофагах (каменных
гробах) и пирамидах. При раскопках
захоронений египтян находят о статки
сохранившихся до наших дней растений.
Исследования записей, сделанных на
папирусах, изготовлявшихся в Египте из
одноименного растения, у казывают, что
египтяне еще за 4000 лет до н. э. составили
некоторое подобие фармакологии с описанием
применявшихся тогда лекарственных
растений.
Ряд растений, применяемых
китайской фитотерапией, являются общими и
для европейской: мать-и-мачеха - цвет и
листья, подорожник большой - семена, ландыш
майский - корень, чеснок - стебель, пустырник
сибирский - трава, чернобыльник - трава,
шиповник - корень, ревень лекарственный -
корень, лопух большой - семена, шалфей -
корень и др.
Издавна использовались растения
для лечения и в Индии, растительный мир
которой чрезвычайно богат и разнообразен.
Древнейшей санкритской
медицинской книгой Индии, составленной до
новой эры, считается "Яджур-веда"
("Наука о жизни"). Книга эта несколько
раз перерабатывалась и дополнялась.
Наиболее известной переработкой является
сочинение индийского врача Чарака (I век
н. э.), указавшего 500 лекарственных растений,
и врача Сушрута, приведшего сведения о
700 лекарственных растениях. Лечебные
средства, упоминавшиеся в "Яджур-веда",
до сих пор используются в индийской
медицине и некоторые из них - в медицине
других стран. Индийская медицина почти
ничего не заимствовала из лекарственных
растений других стран, располагая
богатейшей собственной лекарственной
флорой, а вывоз в другие страны
растительного лекарственного сырья
производился еще в древности.
Тибетская медицина возникла
примерно за 3000 лет до н. э. на основе еще
более древней индийской медицины. Наиболее
широко распространена тибетская
медицинская книга "Жуд-ши" ("Сущность
целебного"), которая составлена на основе
"Яджур-веда".
Известный естествоиспытатель и
путешественник Lourens Grin приводит
интересные данные о народной медицине Африки.
Пользуются известностью африканские травы
от головной боли, смола акации - гуммиарабик
- как успокаивающее средство и другие
лекарственные растения, плоды кигелии - "колбасного
дерева" - от ревматизма и от змеиных
укусов. Корой, высушенной и размолотой в
порошок, присыпают раны.
У нас эвкалипт называют "деревом-аптекой",
в Африке таким деревом можно считать баобаб.
Лекарствами, которые готовят из плодов,
листьев и коры баобаба, местные лекари
лечат почти все болезни.
Лекарственные растения
использовались для лечения, как это теперь
можно утверждать, всеми народами мира
независимо от времени и места их обитания.
Этнографы, изучавшие быт отдельных племен
Центральной и Южной Африки, аборигенов
Австралии, индейцев Амазонки, установили,
что, по-видимому, не было на земле такого
племени, которое, как бы примитивна ни была
его общественная организация и
материальная культура, не знало бы
лекарственных растений.