Травология в истории мира.

С древнейших времен человечество знакомо со свойствами целебных растений. Поле и лес были первой аптекой, в которую древние обращались за помощью. Не сразу они смогли научиться различать спасительные травы от убийственных. Миллионы лет накапливались эти знания.
   Несомненно, растения использовались в лечебных целях задолго до появления письменности. Внутренние органы людей, захороненных в ранние периоды существования человека, истлели, но кости сохраняют свои особенности и следы поражений болезнями в течение тысячелетий. Опытный маг или современный профессор-маггл найдет в костях следы стеомиелита, рахита, костного туберкулеза и т. д., причем это только часть болезней, поражавших людей и животных в то время...
   Первобытный человек, утоляя голод и занимаясь первыми попытками создать оружие и предметы труда, отмечал различные свойства растений: рвотное, слабительное, возбуждающее, снотворное, кровоостанавливающее, болеутоляющее, ядовитое, противоядовое и др. Он запоминал отдельные целебные растения и использовал их в дальнейшем уже сознательно при том или ином заболевании. Могучий инстинкт жизни, а потом и накопленные опытным путем знания и навыки помогли человеку найти нужные целебные травы, так же как и определить съедобность и доброкачественность природных пищевых продуктов задолго до знания их химического состава. Человек мог ошибаться в поисках тех или иных средств питания и лечения, но в использовании даров природы он шел в основном по правильному пути.

   Лечение растениями не является придуманным способом лечения. Наблюдая за животными, за их поведением, можно узнать очень многое о травах, действия тех или иных трав на животных, какими травами животные лечатся, какими питаются. Так были открыты новые целебные растения, и "аптека" наших предков пополнилась новыми растительными лечебными средствами. А у трав появились названия, связанные с животным миром - медвежий лук, заячья капуста и другие.

   Время шло, человек научился выращивать растения на полях, научился делать глинянную посуду и использовать ее для приготовления отваров и настоев.. Археологи среди черепков глиняной посуды находят и посуду для растирания и варки лекарственных растений.
    Первоначально познания в области лечения травами передавались из поколения в поколение устно. Эти сведения сосредоточивались в определенных семьях, где эти знания под покровом тайны передавались от отца к сыну или чаще от матери к дочери, поскольку у многих племен врачевание было уделом женщин. Известное выражение "из уст в уста" восходит к принятому у многих народов ритуалу передачи магических знаний: когда умирал знахарь, его ближайший ученик должен был находиться при нем и уловить его последний выдох своими устами. Считалось, что при этом к ученику переходят в се знания учителя. Почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.
    Непрекращающиеся археологические исследования обнаруживают все новые данные об использовании растений для лечения шумерийцами и другими древнейшими народами мира.
   Лекари Шумера из стеблей и корней растений изготавливали порошки и настои. Они считали, что груши и фиги обладают целебными свойствами, а молодые побеги ивы и сливового дерева, иглы сосны и пихты, высушенные и растертые, применяли в качестве компонента припарок и компрессов. К порошкам из высушенных и измельченных растений иногда примешивались порошки животного и минерального происхождения. В качестве растворителя применялась не только вода, но также вино и пиво. Следовательно, уже не менее 80 веков назад люди применяли для лечения простейшие лечебные препараты из растений.
   Вавилоняне, пришедшие на смену шумерийцам в XI веке до н. э., а затем ассирийцы широко использовали растения в лечебных целях. Они применяли сотни лекарственных растений, в том числе корень солодки, льняное семя, дурман, белену, молодые почки различных растений. Вавилоняне вывозили их и в другие страны. Ими отмечено, что прямой солнечный свет пагубно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в тени, а некоторые травы (белену, дурман, белладонну) даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили свои растения, обязательно выходили на север. Часть глиняных табличек, обнаруженных в библиотеке ассирийского царя Ассурбанипала (VII век до н. э.), содержит описание лекарственных средств с указанием заболеваний, при которых они применяются, и способа употребления. В столице Ассирии, Ниневии, был сад лекарственных растений.
   У вавилонян и ассирийцев сведения о целебных свойствах растений были заимствованы египтянами. Источниками сведений о фитотерапии в Египте служат изображения лекарственных растений и иероглифы на стенах храмов, саркофагах (каменных гробах) и пирамидах. При раскопках захоронений египтян находят о статки сохранившихся до наших дней растений. Исследования записей, сделанных на папирусах, изготовлявшихся в Египте из одноименного растения, у казывают, что египтяне еще за 4000 лет до н. э. составили некоторое подобие фармакологии с описанием применявшихся тогда лекарственных растений.

   Ряд растений, применяемых китайской фитотерапией, являются общими и для европейской: мать-и-мачеха - цвет и листья, подорожник большой - семена, ландыш майский - корень, чеснок - стебель, пустырник сибирский - трава, чернобыльник - трава, шиповник - корень, ревень лекарственный - корень, лопух большой - семена, шалфей - корень и др.
   Издавна использовались растения для лечения и в Индии, растительный мир которой чрезвычайно богат и разнообразен.
   Древнейшей санкритской медицинской книгой Индии, составленной до новой эры, считается "Яджур-веда" ("Наука о жизни"). Книга эта несколько раз перерабатывалась и дополнялась. Наиболее известной переработкой является сочинение индийского врача Чарака (I век н. э.), указавшего 500 лекарственных растений, и врача Сушрута, приведшего сведения о 700 лекарственных растениях. Лечебные средства, упоминавшиеся в "Яджур-веда", до сих пор используются в индийской медицине и некоторые из них - в медицине других стран. Индийская медицина почти ничего не заимствовала из лекарственных растений других стран, располагая богатейшей собственной лекарственной флорой, а вывоз в другие страны растительного лекарственного сырья производился еще в древности.
   Тибетская медицина возникла примерно за 3000 лет до н. э. на основе еще более древней индийской медицины. Наиболее широко распространена тибетская медицинская книга "Жуд-ши" ("Сущность целебного"), которая составлена на основе "Яджур-веда".
   Известный естествоиспытатель и путешественник Lourens Grin приводит интересные данные о народной медицине Африки. Пользуются известностью африканские травы от головной боли, смола акации - гуммиарабик - как успокаивающее средство и другие лекарственные растения, плоды кигелии - "колбасного дерева" - от ревматизма и от змеиных укусов. Корой, высушенной и размолотой в порошок, присыпают раны.
   У нас эвкалипт называют "деревом-аптекой", в Африке таким деревом можно считать баобаб. Лекарствами, которые готовят из плодов, листьев и коры баобаба, местные лекари лечат почти все болезни.
   Лекарственные растения использовались для лечения, как это теперь можно утверждать, всеми народами мира независимо от времени и места их обитания. Этнографы, изучавшие быт отдельных племен Центральной и Южной Африки, аборигенов Австралии, индейцев Амазонки, установили, что, по-видимому, не было на земле такого племени, которое, как бы примитивна ни была его общественная организация и материальная культура, не знало бы лекарственных растений.

Хостинг от uCoz